Анатолий Леонидович Бердичевский
Дело в том, что русская школа за рубежом – школа выходного дня (имеются в виду русскоязычные граждане, постоянно проживающие за рубежом) – не ставит целью получения образования детьми на уровне российских детей. Для этого нет условий и цель этой школы другая: сохранение и поддержание русского языка у детей российских соотечественников. Поэтому существует специальная программа, соответствующие учебные материалы и соответствующая методика преподавания русского языка.
Андрей Семёнович Никонов
А какая цель у этих русских школ?
Не забыть язык?
Смысл, если язык уже идёт как не родной?
Это не школы, это языковые курсы тогда.
В школе закладывается русский дух, русский характер.
Анатолий Леонидович Бердичевский
Нет, цель русской школы за рубежом – межкультурное образование. Именно образование, а не обучение. Содержанием образования является русская культура в сравнении с культурой страны проживания.
Основной принцип русской школы: культура через язык и язык через культуру, т.е. усваивая язык, дети узнают русскую культуру, а усваивая культуру, усваивают второй родной (семейный) язык, т.к. это двуязычные дети (отец, например, немец, мать русская). В этом и специфика этих школ.
Андрей Семёнович Никонов
Так всё-таки, кем себя ощущают дети: русскими или немцами?
Для них русский-иностранный?
Как известно, родным для ребёнка считается язык матери.
Поскольку дети учатся на немецком языке, в немецкой школе,
то они меняют национальный дух.
Они уже не русские, но никогда не станут немцами.
Получается, мы воспитываем аутсайдеров, вечно вторых
(конечно, бывают исключения).
Обучение на неродном для ребёнка языке сродни
переобучению левши в правшу, ничего хорошего.
Да, языков ребёнок осваивает несколько,
но на примитивном уровне.
Философскую мысль, научный взгляд,
длинную логическую цепочку рассуждений,
оттенки эмоций и чувств он не может выразить ни на одном языке.
Филологи давно уже бьют тревогу по поводу мультилингвальности.
Это скорее минус, чем плюс в развитии ребёнка на ранних стадиях
Я думаю, что это как раз тот случай, когда оба правы. Анатолий Леонидович и Андрей Семенович.
Большая часть наших соотечественников не хотят возвращаться в РФ, не видят будущего олигархической России. Они делают всё, чтобы их дети вписались в европейскую жизнь, не отличались от британцев или французов. Для них школы выходного дня нужны для того, чтобы не забыть русский язык, но они изучают язык как сторонние наблюдатели,вовремя покинувшие тонущий корабль.
Для небольшой часть русской диаспоры
Есть милая страна, есть угол на земле,
Куда, где б ни были – средь буйственного стана,
В садах Армидиных, на быстром корабле,
Браздящем весело равнины океана, –
Всегда уносимся мы думою своей;
Видя образовательный уровень “среднего класса” Европы, его интересы, его культурный уровень, другая часть соотечественников хотела бы дать образование своим детям на основе русской культуры. Их не соблазняют “международные школы”, в которых главными предметами являются английский язык и история Британской империи. Они не направят детей в колледжи, готовящих дизайнеров одежды (т.е. портних ) и менеджеров широчайшего профиля. Им нужны полноценные русские школы, в которых ведутся преподавание основных предметов на русском и английских языках, где дают основательные знания по математике, физике, химии, биологии и воспитываются дети на основе русской литературы.